Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с

Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):

  

– в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);

– инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;

– участники исследования выполняют задания на компьютере;

– все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;

– исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA 

  

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем 

Функциональная грамотность –современный вызов для образования онлайн-конференция


Институциональный уровень

Приказ № 408-од от 28.сентября 2021 года  «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты» направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год»


Муниципальный уровень

Приказ  № 718 от 30.12.2021 года  «О внесении изменений в приказ  управления  образования администрации Кондинского района от 27. 09. 2021 года № 501 «Об утверждении муниципального плана мероприятий (дорожной карты), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Кондинского района на 2021-2022 учебного года»

Приказ от 16 сентября 2021 года   № 477 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кондинского района»

Приказ от «27» сентября 2021 года    №501 «Об утверждении муниципального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кондинского района на 2021 – 2022 учебный год»


Региональный уровень

 Приказ 16.09.2021 10-П-1233  «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Приказ  20.09.2021 10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год»

 Приказ  20.12.2021 10-П-1814 «О внесении изменения в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2021 года №10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год»


Федеральный уровень

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении  работы по повышению  функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке  тренировочных заданий по оценке  функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «ОБ ЭЛЕКТРОННОМ БАНКЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219« ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»