Методические рекомендации по составлению индивидуальной коррекционной программы для детей с задержкой психоречевого развития.
Уважаемые коллеги! Предлагаем для рассмотрения на медико-педагогическом консилиуме в вашей образовательной организации примерный перечень мероприятий для составления краткосрочной программы, направленной на коррекцию эмоционально – волевой сферы, формирования коммуникативных навыков детей с проблемами в развитии, категории не говорящие дети, дети с задержкой речевого и психического развития. Целесообразно разработать программу сроком не менее 3 месяцев, по истечении которых подвести итоги эффективности и наметить дальнейшие пути коррекции. Для отслеживания динамики рекомендуем вести специальный журнал.
Категории педагогических работников | Направления работы, мероприятия | Цель | Частота занятий Хронометраж |
Педагог -психолог | Песочная терапия. Куклотерапия.
Занятия по типу работы с детьми с аутоподобным поведением. Развитие ВПФ (внимание, память, мышление), развитие наглядно-действенного мышления, сенсорное развитие, манипуляции с предметом (цвет, форма, величина, размер) Стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности. |
Релаксация, установление контакта, развитие внимания, тактильных ощущений. | 15-20 минут
2-3 раза в неделю
|
Учитель- логопед | Занятия по типу коррекции сенсомоторной алалии
(логомассаж, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, развитие понимания речи, развитие общих речевых навыков: развитие речевого дыхания, интонации и т.д.)На более поздних этапах учить ребёнка пользоваться побудительной формой общения ( дай, помоги, пойдём),научить выражать просьбу одним словом, словосочетанием, предложением. |
Установление межличностного контакта, развитие начальных речевых навыков | 15-20 минут
не менее 3 раз в неделю
|
Музыкальный руководитель | Сеансы звукотерапии:
слушание музыки, сопряжённое выполнение упражнений в такт медленной музыки, держась за руки с ребёнком- элементы логоритмики |
Установление контакта, развитие внимания, ритмических и слуховых ощущений. | 15 минут
не менее 2 раз в неделю
|
Инструктор по физической культуре | Сопряжённое выполнение
упражнений в игровой форме Упражнения на развитие общей моторики
|
Установление контакта, развитие внимания, ритмических и тактильных ощущений | 15 минут
не менее 2 раз в неделю
|
Воспитатели | Рисование, лепка
Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребёнка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребёнка), рассматривание семейных фотографий. Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завёрнутой бумаге. Главное- привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (Ой! Ай! УУ!),расположить к речевому подражанию, повторение наряду с лепетными- обычных слов.
|
Самоидентификация ребёнка
Установление межличностного контакта, развитие начальных речевых навыков |
Ежедневно |