Методические рекомендации по составлению индивидуальной коррекционной программы для детей с задержкой психоречевого развития.

Уважаемые коллеги! Предлагаем для рассмотрения на медико-педагогическом консилиуме в вашей образовательной организации примерный перечень мероприятий для составления краткосрочной программы, направленной на коррекцию эмоционально – волевой сферы, формирования коммуникативных навыков детей с проблемами в развитии, категории не говорящие дети, дети с задержкой речевого и психического развития. Целесообразно  разработать программу  сроком не менее 3 месяцев, по истечении которых подвести итоги эффективности и наметить дальнейшие пути коррекции. Для отслеживания динамики рекомендуем вести специальный журнал.

 

Категории педагогических работников Направления работы, мероприятия Цель Частота занятий Хронометраж
Педагог -психолог Песочная терапия. Куклотерапия.

Занятия по типу работы с детьми  с аутоподобным поведением.

Развитие ВПФ (внимание, память, мышление), развитие наглядно-действенного мышления, сенсорное развитие, манипуляции с предметом (цвет, форма, величина, размер)

Стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

Релаксация, установление контакта, развитие внимания, тактильных ощущений. 15-20 минут

2-3 раза в неделю

 

Учитель- логопед Занятия по типу  коррекции сенсомоторной алалии

(логомассаж, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, развитие понимания речи, развитие общих речевых навыков: развитие речевого дыхания, интонации и т.д.)На более поздних этапах учить ребёнка пользоваться побудительной формой общения

( дай, помоги, пойдём),научить выражать просьбу одним словом, словосочетанием, предложением.

Установление межличностного контакта, развитие начальных речевых навыков 15-20 минут

не менее 3 раз в неделю

 

Музыкальный руководитель Сеансы звукотерапии:

слушание музыки, сопряжённое выполнение упражнений в такт  медленной музыки, держась за руки с ребёнком- элементы логоритмики

Установление контакта, развитие внимания, ритмических и слуховых ощущений. 15 минут

не менее 2 раз в неделю

 

Инструктор по  физической культуре Сопряжённое выполнение

упражнений в игровой форме

Упражнения на развитие общей моторики

 

Установление контакта, развитие внимания, ритмических и тактильных ощущений 15 минут

не менее 2 раз в неделю

 

Воспитатели Рисование, лепка

Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребёнка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребёнка), рассматривание семейных фотографий.

Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завёрнутой бумаге. Главное- привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (Ой! Ай! УУ!),расположить к речевому подражанию, повторение наряду с лепетными- обычных слов.

 

Самоидентификация ребёнка

Установление межличностного контакта, развитие начальных речевых навыков

Ежедневно